Марсианин · Мужик, у тебя изолента есть?

Я с особым трепетом отношусь к научной фантастике, будь то к книгам или их экранизациям, а потому не могла пропустить фильм Ридли Скотта «Марсианин» по мотивам одноименной книги Энди Вейера. Собственно говоря, хочу поделится своими впечатлениями от просмотра фильма.

С первых минут бросаются в глаза завораживающие пейзажи красной планеты, а также характерный «Прометеевский» дизайн скафандров и пылевых бурь от старика Ридли. Сюжет завязывается не хитро, волею случая экспедицию астронавтов NASA из шести человек застает буря и они, в свою очередь, спешит покинуть планету. Но одному из них, Марку Уотни, не так везет и команда, посчитав его мертвым, отправляется домой без него. Однако Уотни отнюдь не мертв и с этого момента начинается основной сюжет фильма, сценарий которого был написан по книге. Собственно говоря, повествование книги было своего рода дневником Уотни, где он описывал свое одиночное прибывание на Марсе разбавленное научными заметками о своих выживальческих экспериментах. В фильме же повествование из страниц дневника переходит непосредственно в визуальный ряд, что и понятно, где лишь изредка Марк записывает видеообращения.

Наверное один из первых минусов «Марсианина», это посредственная игра Мэтта Дэймона, все его эмоции по-умолчанию оптимистично-радостные. Остался один на планете? Не беда, будем сшивать раны степлером, ходить в халате и выращивать картошку, с примерно одним выражением лица. Но это еще не главное. Пусть вы можете выращивать картошку в безжизненной почве Марса, сдобрив её отходами собственной жизнедеятельности, пусть вы можете греться обнимая радиоизотопный термоэлектрический генератор, не заболев при этом лучевой болезнью, пусть вы можете заклеивать скафандр скотчем, пусть запекшаяся кровь спасает от декомпрессии скафандра… Но как вместо оторванной шлюзовой камеры, которая не на шутку служила для выравнивания давления с марсианского (Оно в 110 раз меньше земного) на земное, можно повесить целлофановую клеенку прилепив её изолентой (!), которую не оторвет ко всем праотцам от этого самого давления изнутри жилого модуля?!

Но игры с давлением и вопросы выращивания картошки в столь неестественных для неё условиях еще не всё. Есть еще множество вопросов которые возникали на протяжении всего фильма. Откуда Уотни генерирует бесконечные запасы кислорода? Где он нашел душевую кабинку, чтобы освежиться перед стартом с красной планеты и почему потом говорит, что не мылся целый год? Не говоря о множестве других мелочей, вроде воздействия солнечной радиации на малоатмосферную поверхность Марса или гравитацию, которая в тридцать восемь раз меньше земной, но не ощущается в фильме ровно никак. Что и говорить о прямой трансляции с Марса на Землю, во время спасения Уотни, что само по-себе антинаучно.

Ко всему прочему фильм не вызывает каких либо эмоций. Не показаны психологические переживания главного героя, из-за чего складывается впечатление, что путешествие на Марс и длительное там проживание, лишь легкая, увеселительная прогулка. Во многом в «Марсианине» проскальзывает Американо-патриотический контекст, например когда все Соединенные Штаты дружно сопереживали спасению Уотни, что даже вышли на улицы.

В целом смотреть «Марсианина» интересно и в том числе благодаря замечательной операторской работе, но как говорится — на один раз. А нелепости, шутки под музыку диско и беззаботная мина Мэтта Дэймона вызывает лишь «фэйспалм». К слову, книга намного интереснее и драматичнее не смотря на то, что и в ней есть место юмору главного героя, но там это все куда более органично и через трудности показывает храбрость и самоиронию Марка Уотни. А к фильму не было бы вопросов, не позиционируйся он как «достоверная научная фантастика».

P.S. Шон Бин не умер.